Выбор цепей по металлу для бензопилы и их маркировка

Зачастую покупатели при покупке цепи спрашивают, к примеру, «цепь на шину 35 см» или «цепь на 25 зубьев». Запрос, прямо скажем, некорректный и вот почему.
Чтобы правильно подобрать пильную цепь необходимо точно определить ее параметры.

Когда и как нужно менять цепь?

Основным признаком критического износа считается чрезмерное растяжение цепной линии по звеньям. Деформации подвергается как основной ряд, так и звездочка с шиной, поэтому обновление стоит рассматривать комплексно. Если же планируется только лишь замена цепи, то следует прибегнуть к хитрости, поскольку на старую шину новую оснастку аналогичного типоразмера установить не так просто. Для регулярных работ желательно приобретать гарнитуру в трех размерных форматах. Главным параметром будет шаг и длина. В качестве среднего типоразмера должен быть выбран формат, прямо соответствующий характеристикам шины и звездочки. Попеременное использование разноформатных цепей скорректирует взаимодействие между рабочими органами и режущими зубьями. Это своего рода приработка зубьев цепи натяжением. Бензопила, в свою очередь, должна использоваться в разных режимах с точки зрения оборотов двигателя, если такая опция предусмотрена в принципе.

Когда и как нужно менять цепь?

К другим признакам, которые должны стать поводом для обновления цепи, можно отнести механические повреждения зубьев. Даже при наличии теоретической возможности восстановления оснастки, специалисты рекомендуют отказываться от требующих ремонта элементов и переходить на новую гарнитуру. По каким параметрам ее подбирать, будет рассмотрено далее.

Составные элементы и правила эксплуатации

Звенья трёх форм создают цепь для агрегата. Надёжность их соединения гарантируют заклёпки. Все звенья делятся на:

  • режущие;
  • ведущие;
  • соединительные.

Первые звенья состоят из ограничителя глубины разрезания и режущей части Г-образного вида. Выпускают левосторонние и правосторонние зубья для разрезания. В зависимости от профиля резцы делятся на два вида — чизель и чиппер.

Ведущие звенья и режущие в одно целое связывают соединительные звенья.

Цепочка — гарнитура для инструмента, то есть расходный материал. От обслуживания типа выполняемых инструментом работ будет зависеть, надолго ли её хватит.

Прежде чем приступить к работе, следует осуществить «обкатку» новой цепочки, что увеличит срок эксплуатации. Во-первых, надо на несколько часов замочить приспособление в масле, что позволит заполнить им все мелкие трещины и впитаться в трущиеся соединения. Во-вторых, кратковременно включить инструмент на холостых оборотах. Затем, проведя несколько пропилов, приступить к работе.

Недостаточно натянутая змейка может сорваться с шины, а её перетяжка грозит повышенной нагрузкой и быстрым износом мотора, поэтому следует проверить натяжку цепи. Приспособление должно свободно перемещаться рукой. Чтобы проверить правильную натяжку, необходимо в верхней части шины потянуть зубец вверх, при этом треть хвостика сохраняется в паху шины. Если меньше — приспособление недотянуто, больше — перетянуто.

Важным фактором является смазка цепочки. Масляный насос, предусмотренный конструкцией агрегата, доставляет масло к режущему элементу из бака через особенное отверстие, а уже дальше цепь распространяет его сама. Смазка увеличивает время работы всех элементов инструмента, снижает растягивание цепи, нагрев и трение. Прежде чем включить новую гарнитуру, следует попробовать, справится ли масляный насос с регулярной обильной смазкой приспособления.

Цепи бывают нескольких типов

1. Цепь для односкоростных велосипедов (Single-speed)

Как видно из названия стоит на односкоростных городских велосипедах без переключения передач, на детских и подростковых велосипедах, а так же у велосипедов с планетарной втулкой. У этих велосипедов на заднем колесе одна звездочка, а переключение скоростей происходит внутри задней втулки.

Цепи бывают нескольких типов

Цепь на односкоростном велосипеде

Цепь на планетарной втулке

Single-speed цепь при грамотной эксплуатации практически не изнашивается до полной «смерти» и «живет» столько же, сколько и сам велосипед. Это обусловлено тем, что цепь на односкоростном велосипеде представляет собой прямую линию от передней к задней звезде и не испытывает нагрузок на поперечный изгиб как в случае с многоскоростными велосипедами.

Цепи бывают нескольких типов

Их изготавливают из более толстых и соответственно прочных и жестких пластин, подвергают термической и химической обработке для увеличения износоустойчивости.

Читайте также:  Лучшие дрели: рейтинг 2021 (топ 12) ударных и безударных

Обратите внимание, что зубцы односкоростных звезд захватывают звено цепи на всю высоту ролика и более крепко ее держат. Нагрузка на ролик равномерная и постоянная. Это одна из причин, почему они практически не растягивается, в отличие от многоскоростной велоцепи.

Ширина Single-speed (сингл-спид) цепи, измеряемое как расстояние между пластинами внутреннего звена около 3 мм. Ширина по наружным границам — от 8.7 до 11.0 мм.

Цепи бывают нескольких типов

Кстати, эффективность педалирования на прямой цепи выше, чем на перекошенной многоскоростной – нет потерь энергии на преодоление трения, возникающее при её изгибе.

2. Цепь для многоскоростных велосипедов

Многоскоростная велоцепь предназначена для велосипедов с переключением скоростей. Отличается от односкоростной наличием зазора между пластинами звена. Он позволяет цепи изгибаться вбок (см. на рисунке выше). Еще они обычно меньше по ширине, так как толщина звезд кассеты велосипедов с переключением скоростей меньше чем на односкоростных моделях.

Цепи бывают нескольких типов

Обратите внимание, что зубцы звезд кассеты и передних звезд на многоскоростных велосипедах захватывают звено цепи не на всю высоту ролика, а приблизительно на половину. Их зубцы ниже, так как цепь при переключении передач перескакивает с одной звезды на другую. Из-за этого нагрузка на ролики цепи не такая равномерная, как на односкоростных моделях.

В статье «Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать» уже упоминалось о рекомендуемых и не рекомендуемых вариантах включения передач. Они обусловлены сильным перекосом цепи, что ведет к быстрому износу не только её самой, но и задних (на кассете) и передних (в системе) звезд. Приведем эти варианты еще раз:

Цепи бывают нескольких типов

Цепь многоскоростного велосипеда практически всегда имеет перекос, что снижает эффективность педалирования и приводит к износу элементов трансмиссии: цепи, передних и задних звезд.

Так же как и предыдущий тип состоят из внутренних и внешних звеньев.

Цепи бывают нескольких типов

3. Облегченные велосипедные цепи.

У них пустотелые пины и с перфорация в пластинах.

Они часто легче своих стандартных собратьев на 20-25 процентов, однако и дороже при меньшей прочности. Используются велосипедистами, которые борются за каждый грамм лишнего веса. В основном это гонщики.

Цепи бывают нескольких типов

В силу конструктивных особенностей такие велоцепи больше растягиваются и в целом не такие крепкие, как рассмотренные выше виды.

Цепи с одним повторяющимся звеном называются Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено).

Цепи бывают нескольких типов

Здесь особенность в том, что у них нет внутренних и внешних звеньев, а все звенья одинаковые. При этом длина звена составляет 1/2″ (12,7 мм.). Их легче подгонять под нужную длину, т.к. можно укорачивать по одному звену. Однако опыт эксплуатации показывает, что из-за особенностей конструкции, они чаще рвутся и сильнее растягиваются.

Как правильно установить Half-link цепь на велосипед.

При замене Халфлинк цепи нужно помнить о направлении ее движения – широкая часть звена по направлению к рулю.

Шаг№2: какая цепь для велосипеда лучше и обзор брендов

На слуху – 4 крупных фирмы, занимающиеся производством велокомплектующих:

  • Shimano (Япония).
  • SRAM (США).
  • Campagnolo (Италия).
  • KMC (Тайвань).

Все эти иностранные названия знать ни к чему, если бы не одна важная деталь – ресурс компонента. Шимановские и срамовские цепки «ходят» в среднем до 1 500 км. Примерно столько же отхаживают цепки KMC, изготавливаемые по лицензии Shimano.

Campagnolo могут бегать до 5 000-7 000 км. Секрет высокой износостойкости скрывается в увеличенном диаметре ролика и толстых боковых пластинах. Совершенен и металл – хромоникелевая сталь с тефлоновым покрытием (NI-PTFE), а тефлон, как известно, материал антифрикционный.

Шаг№2: какая цепь для велосипеда лучше и обзор брендов

Чтобы подобрать правильную цепь на горный велосипед, изучите маркировку – она у каждого производителя своя. Короткие аспекты заводского шифра представлены в таблице.

Производитель

Комментарии

Shimano Например, CN-HG53 и CN-HG93. Обе цепки – для «девятирика», о чем наименование не сообщает. Но 53-я – из любительской группы Deore, а 93-я – из гоночной серии Deore XT. Итого: чем выше цифра в маркировке, тем лучше.
SRAM К примеру, PC-951 и PC-991. Оба продукта – для 9-скоростной кассеты, что отражено в шифре модели в качестве первой цифры (9). 51 и 91 – это уровни: чем выше, тем качественней. Наборы для 11 и 12 звезд имеют специфические названия, не раскрывающие суть предназначения товара. Поэтому, внимательно читайте описание изделия. Например, X1 или GX Eagle. Первая – для 11 скоростей, а вторая – для 12.
Campagnolo Группы Record, Super Record, Potenza, Veloce различаются не качеством, а весом. Актуальны не для каждой кассеты. Компания поставляет расходники только для компоновок с 9-ю звездами и более.
KMC Например, Z7, X8-93 и X9 SL. Первая и вторая предназначены для 7/8 скоростных кассет, третья – для «девятерика» (об этом говорит цифра рядом с буквой Z или X). Иксы по качеству выше, чем «зеты». Через черточку или пробел могут стоять циферки (чем больше, тем лучше) или буквы L/SL. L – легкая, SL – суперлегкая.
Читайте также:  Как выбрать сучкорез для обрезки деревьев?

К сведению. Начиная с 10 скоростей цепи Shimano и Campagnolo несовместимы.

 

Как подобрать

В случае, когда необходимо подобрать оптимальный шаг цепи для бензопилы, лучше всего принять во внимание рекомендации производителя и уже основываясь на них выбрать тип пильной гарнитуры.

Если рекомендации производителя не известны, то нужно выбирать по мощности двигателя. Рекомендованные значения, соответствующие определенному шагу, мы предоставили чуть выше.

Важно! При выборе, не стоит забывать, что расстояние между звеньями, это не единственный параметр на который необходимо обращать внимание.

Также стоит подбирать толщину звена, тип режущего зуба, количество звеньев. Производительность в большей степени зависит от угла заточки, глубины реза и формы зуба ограничителя. Чем острее ограничительный зуб, тем выше скорость реза, и ниже его качество.

Ниже предлагаем посмотреть видео о выборе шага цепи бензопилы. В видео рассказано и показано как определить его, для каких бензопил, какой шаг цепи использовать.

Как выбрать аппарат с безупречной системой фильтрации

Для защиты от грязи и пыли в бензопилах установлена система фильтрации. Она состоит из двух этапов: 1. Грубый этап очистки производит крыльчатка, которая, своими лопастями, очищает воздух, вращаясь и разбрасывая пыль и грязь. 2. Более тщательную очистку выполняет сам фильтр, очищающий воздух от мелких частиц пыли, он называется воздушным. Для бензиновых пил существует два типа фильтров — это фильтр, изготовленный из капрона, который долго служит и с легкостью очищается и фетровый фильтр, пропитанный маслом, его используют при работе в запыленных условиях. До того, как выбрать бензопилу, необходимо знать, что сырая пыль и мелкие опилки очень сильно налипают на фильтр и крыльчатку при работах, если во время их не удалять они превратятся в зацементированную корку, которую невозможно будет снять, поэтому необходимо следить за чисткой механизмов и самого фильтра.

Как выбрать аппарат с безупречной системой фильтрации

Что входит в комплект заточки?

При отсутствии специального станка придётся обойтись напильником для заточки цепи бензопилы (точнее, не одним, а двумя). Необходим также специальный шаблон, при помощи которого можно проконтролировать текущее значение угла заточки. Таким образом, базовый набор заточной оснастки включает в себя:

  1. Круглый напильник с диаметром сечения 4.5…5 мм.
  2. Державку со специальными линиями позиционирования, при помощи которых инструмент можно с необходимой точностью разместить на верхней грани. Державка снабжается участком, который опирается на поверхность ограничителя глубины реза.
  3. Плоский напильник, которым производится заточка самого ограничителя.
  4. Крючок, который снимает опилки, образующиеся в процессе заточки.

Что входит в комплект заточки?

Следует отметить, что ручная заточка эффективна только тогда, когда признаки затупления бензопилы установлены весьма оперативно, и износ — сравнительно небольшой. В противном случае потребуются более сложные и дорогие специализированные станки. Станки ручного типа размерного ряда FUG подходят и для работ с зубьями бензопил Штиль-180. Их преимущество в том, что возможно качественно заточить зубья, износ которых оказался резко неравномерным.

Специалисты советуют приобретать наборы таких напильников одновременно с покупкой самой пилы, либо, в крайнем случае, в том же магазине. Ибо универсального напильника для заточки бензопилы разных производителей не существует.

Оценка прочности круглозвенных цепей

В характеристиках изделия производители указывают три вида нагрузки. Максимальные рабочие нагрузки основаны на контрольных испытаниях и никогда не должны превышать номинальные рабочие нагрузки, предлагаемые производителем цепи, индивидуальными спецификациями или испытательным бюро для рассматриваемого размера и сорта цепи.

Читайте также:  Выбор и эксплуатация лазерного дальномера

Рабочая нагрузка (грузоподъемность) – максимальная нагрузка, которой может быть подвергнуто изделие при эксплуатации. Она представляет собой разрушающую нагрузку, деленную на коэффициент запаса прочности. Этот коэффициент варьируется от 3 до 8 в зависимости от назначения цепи и производителя. Обычно он равен 4, в этом случае рабочая нагрузка составляет четверть от нагрузки на разрыв.

Пробная нагрузка – это контрольная испытательная нагрузка на растяжение, которой был нагружен образец на заводе во время процедуры тестирования. Как правило, она в два раза превышает предельную рабочую нагрузку, что составляет половину разрывной нагрузки. Это очень важное испытание, доказывающее, что каждое звено было качественно сварено.

Разрывная нагрузка – это предел прочности на разрыв, превышающий в 4 раза предел рабочей нагрузки. Стандарты требуют определенного уровня разрушающей нагрузки для каждого размера, калибровки и сорта цепи. У некоторых производителей она может превышать минимальный стандарт, что отражается в сертификате испытаний.

Пример расчета цепи:

При выборе сварной круглозвенной цепи для механизма подъема выполняют несложный расчет по заданной нагрузке и коэффициенту безопасности.

Например: Для тали с ручным приводом необходимо подобрать размер калиброванной цепи. Предполагаемая максимальная рабочая нагрузка: S = 12 кН (1200 кгс).

В соответствии с нормами Гостехнадзора принимаем запас прочности равный 4,5:1.

Рассчитываем разрывную нагрузку по формуле P = 4,5 х 12 кН = 54 кН (5400 кгс).

Таблица 2. Размеры и нагрузки на грузовые и тяговые цепи, тип А, исполнение 1

Калибр, d мм Шаг, p мм Ширина, b мм Пред. отклон. длины участка l=11p Нагрузка, кН
номин. номин. номин. пробная разрушающая
5 ±0,4 18,5 ±0,5 17 ±0,5 +1,5 -0,5 5,0 10,0
6 18,5 (19) 20 (21) ±0,6 7,0 14,0
7 22 23 ±0,7 9,0 18,0
8 23 (24) ±0,6 26 (27) ±0,8 13,0 26,0
9 ±0,5 27 32 ±0,9 +2,5 -0,8 16,0 32,0
9,5 27 31 ±1,0 17,0 34,0
10 28 34 ±1,1 20,0 40,0
11 31 ±1,0 36 ±1,3 23,0 46,0
13 36 44 (43) ±1,6 +3,8 -1,3 33,0 66,0
16 ±0,8 45 (44 53 (54) ±1,8 51,0 102,0
18 50 60 ±2,0 63,0 126,0
20 56 ±1,5 67 ±2,3 +5,5 -1,8 80,0 160,0
23 ±1,0 64 77 ±2,6 100,0 200,0
26 73 ±2,0 87 126,0 252,0
28 78 94 150,0 300,0
30 84 101 170,0 340,0
33 ±1,5 92 112 200,0 400,0
36 101 122 250,0 500,0
39 109 132 280,0 560,0
42 118 142 340,0 680,0

Как посчитать звенья

Многие пользователи не знают, как правильно посчитать количество звеньев цепи, хотя делается это достаточно просто. Считать лучше по хвостовикам. Для того чтобы не сбиться при подсчете, хвостовик с которого начинаете считать, нужно пометить. Сделать это можно маркером или приклеив на него бумажку.

Второй вариант подсчета — считать количество соединительных звеньев. Быстрее считать парно, для этого цепь нужно размотать, сложить пополам и разложить на ровной поверхности, например, на столе.

Как посчитать звенья

Важно! При подсчете не критично ошибиться на одно звено в большую сторону. Если недосчитаться одного звена, то при выборе и покупке запасной цепи можно сделать ошибку и приобрести короткую цепь, установить которую на бензопилу будет невозможно.

Как выбрать масло для смазки цепи бензопилы?

Тоже существенный вопрос, поскольку речь идет о металлических деталях, работающих в условиях интенсивного трения. В современных системах подача масла производится через шину и распределяется по всей цепи автоматически. Что касается выбора конкретных смесей, то рекомендуются марки Timber 120, EP 90, TurbWay100 и др. Главный параметр в выборе – достаточная вязкость. Как правило, используются масла для смазки цепи бензопилы на минеральной основе с показателем вязкости на уровне 16 мм 2 /с при 100 °C. От моторных смесей желательно отказываться, делая выбор в пользу индустриальных и трансмиссионных составов.